Как персонализированная медицина меняет методы и подходы к лечению рака

Прочтите и передайте другим: для лечения некоторых видов рака доступны индивидуальные методы, но исследователи должны научиться лучше понимать природу рака и как он действует внутри человека, прежде чем персонализированная медицина действительно получит широкое распространение.

646

Недавно умершие от рака генеральный директор Apple Стив Джобс и писатель Кристофер Хитченс были одними из немногих онкологических больных, в отношении которых был применен метод секвенирования полного генома. Врачи надеялись адаптировать их лечение путем выявления в раковой опухоли генетических мутаций, которые могли бы поддаваться лечению определенными лекарственными средствами. Сегодня такой подход известен как персонализированная медицина.

Но даже после взлома генетического кода попытки лечения не привели к исцелению. Хотя, по словам экспертов, за последние годы исследователи добились немалого прогресса в области разработки персонализированных методов лечения рака, нам все еще предстоит пройти долгий путь.

«Фактически, в некоторых случаях лейкемии, специализированные препараты могут держать рак под контролем в течение многих лет»

Для некоторых видов онкологических заболеваний, таких как рак молочной железы и меланома, исследователи выявили группы людей, которые хорошо реагируют на лекарства благодаря определенному генетическому составу раковых клеток. «Фактически, в некоторых случаях лейкемии, специализированные препараты могут держать рак под контролем в течение многих лет», – говорит Марк Саймонс, исследователь в области онкологии из Института медицинских исследований им. Фейнштейна в Манхассете, Нью-Йорк.

Если же говорить о других заболеваниях, то прогресс не столь значителен – лечение позволяет продлить жизнь лишь на несколько месяцев. При этом многие пациенты вообще не подходят для применения специализированных препаратов.

лечение рака

«Мы добились существенных успехов в области индивидуализированного лечения онкологических больных по сравнению с тем, что было десять лет назад, – утверждает доктор Дэниэл Бадмен, и.о. заведующего отделением гематологии/онкологии в Онкологическом центре Монтер, Лейк Саксесс, Нью-Йорк. – Однако, к сожалению, многие люди до сих пор умирают от рака».

По словам Бадмена, исследователи изучают разные способы персонализированного лечения рака. В конечном счете, они надеются лучше понять саму его природу, определить, что способствует росту опухоли и как индивидуальная реакция людей на онкологические заболевания влияет на лечение.

«Чем больше мы получаем знаний, тем лучше мы понимаем, как лечить каждого отдельного пациента, вместо того, чтобы применять один и тот же подход ко всем без разбора», – добавляет Бадмен.

Секвенирование полного генома: поиски иголки в стоге сена

Саймонс утверждает, что на сегодняшний день в отношении сотен пациентов был применен метод секвенирования полного генома для лечения рака. Этот метод применяется довольно редко из-за своей высокой стоимости – около 10 500 долларов США по данным Национального института здоровья. Кроме того, такая процедура должна также сопровождаться секвенированием генома опухоли (что удваивает цену), чтобы врачи могли сравнить мутации в опухоли с мутациями в остальных клетках человека.

лечение рака

Тем не менее, стоимость секвенирования генома быстро снижается, и, по словам Саймонса, высокая цена недолго будет преградой для применения данного подхода.

«Самая большая проблема заключается в том, чтобы определить, как лечить пациента после изучения полного генома. Исследователи должны узнать, какие мутации имеют отношение к прогрессированию рака, какие из них поддаются лечению и какие препараты следует использовать в этом случае, – говорит Саймонс. – В значительной степени это по-прежнему черный ящик».

«Хотелось бы надеяться, что по мере секвенирования все большего количества отдельных геномов мы узнаем больше о том, что делает некоторых людей восприимчивыми к раку и что позволяет некоторым успешно с ним бороться», – добавляет Бадмен.

По этой теме читают: Профилактика рака легких — что нужно знать

Целевые мутации: как изменяется наше представление о раке на поздних стадиях

«Рак молочной железы, рак легких, лейкемия и меланома – вот лишь некоторые примеры онкологических заболеваний, при которых обнаруживаются определенные мутации, способные сделать опухоль восприимчивой к лечению некоторыми лекарственными средствами. В этих случаях исследователи просто проводят тесты на наличие конкретной мутации – им не нужно секвенировать полный геном», – говорит Саймонс.

лечение рака

Однако не у всех пациентов с вышеупомянутыми заболеваниями присутствуют мутации, поддающиеся лечению. Например, около 50% пациентов с меланомой имеют канцерогенную мутацию в гене BRAF, и приблизительно у 10% пациентов с раком легких обнаруживается мутация в гене EGRF. В обоих случаях были разработаны препараты для противодействия вредным последствиям мутации, но на пациентов без указанных мутаций такие препараты не действуют.

По словам Саймонса, данное направление персонализированной медицины меняет наш взгляд на рак и способы его диагностики. Традиционно рак диагностируют, исследуя раковую ткань под микроскопом и оценивая, распространилась ли опухоль на другие органы. Но сегодня исследователи переходят к молекулярной классификации рака на основе генетических мутаций и других молекулярных характеристик.

Препараты, нацеленные на исправление соответствующих мутаций, могут улучшить состояние пациента даже на поздних стадиях. В конце концов, говорит Саймонс, такая терапия может изменить то, как люди оценивают рак на поздних стадиях – от представления о неизлечимости болезни до понимания, что ее течение можно контролировать.

По этой теме читают: Ранняя диагностика рака: какие обследования и как часто проходить

Перспективные методы лечения рака

«Еще один подход к персонализированной медицине заключается в том, чтобы взять образец раковой ткани пациента и вырастить раковые клетки в лабораторных условиях, – говорит Саймонс. – Это позволяет ученым испытывать действие разных препаратов на рак человека, чтобы определить наиболее эффективные из них. Аналогичная стратегия состоит в том, чтобы вживить раковые клетки в организм животного перед испытанием лекарств. До сих пор этот подход не применялся к отдельным пациентам, однако такая практика уже не за горами».

лечение рака

«Некоторые считают, что такая стратегия может дать лишь ограниченный результат, потому что рак все-таки развивается в организме человека, под влиянием происходящих в нем химических процессов», – утверждает Бадмен. Он добавляет, что нельзя лечить рак как отдельную клетку. С ним следует бороться с учетом его развития в теле пациента. «Например, для лечения рака исследователи могут попробовать ограничить кровоснабжение опухоли или усилить иммунный ответ пациентов на болезнь, – продолжает Бадмен. – Лучшим решением, в конечном счете, может стать комбинация методов лечения, которые вместе ослабят опухоль и повысят способность пациента бороться с ней».

 

Источник: www.livescience.com

Иллюстрации: Юлия Прососова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь