rebenok gadzhet vivavita vitajournal 1
- Реклама -

Моему сыну 11, и он, как и большинство его сверстников, довольно много времени проводит в сети. Несколько лет назад я вела кровопролитную войну против такого способа проведения досуга: «Иди лучше почитай, полепи, порисуй, пособирай роботов и т.д.». Но кроме скандалов и потери контакта я не добилась ничего. А я не хочу войны, я люблю своего сына и дорожу доверием между нами. Последнее время я немного ослабила контроль: если сетевые игры и ролики на youtube принципиально не влияют на психику моего сына и не отражаются на учебе – он весел, общителен, дружелюбен, да и к тому же отличник— то волноваться не о чем. Но действительно ли мое спокойствие оправдано или же мой сын лишь усыпил мою бдительность и, получив карт бланш, лишь сильнее погружается в онлайн зависимость?

Где проходит граница между зависимостью и нормой?

По данным исследований, о зависимости от гаджетов можно говорить, если ребенок ежедневно проводит в их компании от 8 до 24 часов. В это время не входит использование смартфона по прямому назначению – для того, чтобы позвонить. Однако если ваш ребенок пересаживается от смартфона к планшету, а от планшета к компьютеру, то это тревожный сигнал.

Поколение Z

Поколение, рожденное после 2000-х, иногда называют поколением Z. Эти дети другие. Они отличаются от детей прошлых поколений. Они не знают, что такое жизнь без интернета. Им не знаком мир без смартфона. Они не застали времена, когда информацию добывали из книг и из познавательных телепередач, когда позвонить можно было лишь со стационарного телефона. В те далекие времена дети развлекались, играя в подвижные игры, купаясь на речке и воруя яблоки из соседского сада.

Поколение Z – это поколение домашних цифровых технологий и круглосуточного онлайна. Если для людей, родившихся в прошлом веке, карманный интернет существенно упростил их жизнь, сделав ее шустрее и оперативнее. То для людей Z жизни до изобретения смартфона просто не существует, для них смартфон – это способ восприятия мира, цифровой аналог реальности, вытесняющий саму реальность. Их погружение в онлайн среду можно понять, ведь жизнь здесь проще реальной: здесь проще завести друзей – достаточно нажать кнопочку, легче общаться – необязательно отвечать на неудобный вопрос сразу, можно оставить месседж непрочитанным, проще получать информацию – голосовые помощники вам в помощь, проще быть лучше, чем ты есть – достаточно сделать интересным свой профиль в соцсетях.

Особый способ восприятия мира

У детей из поколения Z свой тип восприятия мира. Это не значит, что они стали глупее, как раз напротив – среднестатистичекий подросток цифровой эры умнее и эрудированнее своего предшественника, родившегося на пару десятилетий ранее. Они просто по-другому воспринимают информацию. Например, им удобно получать новые знания порционно, через наглядность – инфографику, смайлики, иконки, в идеале – видеоролик, но не слишком длинный, иначе они могут потерять интерес.

По данным исследований, современные дети не способны сконцентрироваться на одном объекте дольше 8 секунд (средний показатель). Динамика и наглядность – вот ключи к успешному познанию.  Из минусов, связанных с мышлением  – сокращение объема памяти. Мозг перестает запоминать информацию: а зачем, если карманный справочник с онлайн доступом всегда под рукой. 

Дон Кихот и цифровые мельницы

Любопытно, но все, что сейчас происходит с нашими детьми, могло бы произойти с нами, если бы мы родились в эпоху цифровизации. Но это ОНИ – поколение Z, и это происходит с НИМИ. Анализируя происходящие изменения, мы не всегда руководствуемся здравым смыслом. Зачастую на первый план выходят страхи и мифы, которые мы почерпнули – какая ирония – тоже из сети. Выходит, что мы пытаемся анализировать ранее не изученный феномен и объяснить детям, что с ними может произойти что-то нехорошее, не имея ни фактов, ни доказательств. Все это напоминает борьбу с ветряными мельницами: также страшно и непонятно, как с этим бороться.

Если мы замечаем, что ребенок сидит в интернете дольше обычного, он перестал выходить на улицу и общаться с друзьями, ему неинтересно живое общение, мы включаем внутреннего Дон Кихота и кидаемся на мобильник как на цифрового монстра. Миссия благородная, но эффект тот же, что и у Сервантеса – смешно и малоэффективно.     

Худший вариант поведения родителей в такой ситуации – это постановка лжедиагноза «у моего ребенка интернет-зависимость» и попытка «выбить всю эту дурь» силой. Он все равно вернет себе привычный способ взаимодействия с миром, а вот вам будет сложнее вернуть его расположение. 

Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание

rebenok zashhishhaet lichnoe prostranstvo 1

В большинстве случаев родительская паника напрасна, и речь идет о естественных процессах взросления и становления личности, познании мира и определения своей роли в нем – и у современных детей это происходит не без помощи интернет-технологий. Однако есть признаки, которые могут косвенно указывать на наличие зависимости ребенка от гаджетов. Вот основные симптомы:

  • Нарушения сна: ребенок засиживается допоздна с телефоном или за компьютером, долго не может уснуть;
  • Не реагирует на просьбы и не подчиняется требованиям: не реагирует на вашу просьбу закончить игру, выйти из сети, сделать что-то по дому и т.п.;
  • Не слушает аргументов о вреде для его здоровья: спорит, не соглашается с разумными доводами, перестает слушать;
  • Утомляемость: вялость, синюшность под глазами, нет сил ни на что, апатия;
  • Защищает личное пространство: постоянно закрывается в комнате, просит, чтобы никто не мешал;
  • Растерянность: в ситуации, где нет возможности погрузиться в мир онлайна, теряет интерес к происходящему, не знает, чем можно заняться;
  • Депрессия: грустит без доступа к интернету, не проявляет никакого интереса к реальности
  • Агрессия: при попытках отобрать гаджет или сократить время его использования, выражает недовольство, кричит, скандалит, заявляет о нарушении прав и т.д.
  • Ломка. Если ребенок пристрастился к жизни онлайн, то, лишившись своей игрушки, он становится замкнутым, уходит в себя, не общается с родителями, готов пойти на все, лишь бы вернуть заветный гаджет. Если ничего не помогает, то даже может пойти на обман и воровство. Такое состояние может сопровождаться взрывами агрессии, паники, истерикой.

Что делать, если симптомы зависимости налицо?

Погружение в виртуальный мир с головой иногда связано с трудностями в реальном мире: проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, конфликт с учителем, непонимание со стороны родителей, неразделенная любовь и т.д. Дети еще не научились решать такие проблемы, поэтому они стараются от них сбежать. И самое простое – это нырнуть в смартфон, где эти проблемы их не достанут. Такая связка реальной психологической проблемы с онлайн-бегством, безусловно, требует коррекции специалиста.

И все же в большинстве случаев выход в интернет – это развлечение и общение. Если вы заметили, что ваш ребенок проводит в сети больше времени, чем раньше, и это может негативно сказаться на его самочувствии, то следует попытаться уменьшить время использования гаджетов. Полный запрет, как правило, приводит к обратному – эффекту запретного плода: он лишь разожжет страсть вашего чада к запретному устройству.

Самой правильной стратегией будет аргументированное ограничение времени использования гаджета. Но следить за соблюдением установленного режима вам придется самостоятельно, полагаться на детскую честность в этом вопросе точно не стоит.

pochemu roditeli dolzhny menshe tratit na igrushki

Отличный способ отвлечь сына или дочь от гаджетов – это предложить им достойную альтернативу – прогулка, поход в кино или кафе, совместное катание на роликах/велосипеде/лыжах и тому подобное. Кроме того, современные дети, как и мы с вами когда-то, по-прежнему тянутся к загадочному взрослому миру, поэтому они с энтузиазмом воспримут ваше приглашение составить вам компанию на каком-то важном взрослом мероприятии. Когда будете придумывать альтернативу, помните, виртуальный мир очень хорош по части развлечений, так что вам придется напрячь свою фантазию.  И когда ваш ребенок будет весело и интересно проводить время, он и думать забудет о гаджетах.

А что делать, если ребенок наотрез отказывается от всех предложений и его увлекает только сеть?

Попробуйте создать условия, когда ребенок не сможет пользоваться устройством. Например, отправляйтесь на дачу, но без зарядки или сходите в поход с палатками вместе с друзьями и их детьми, где смартфон быстро разрядится и не будет доступа к сети. Дети любознательны и открыты миру, и иногда для того, чтобы привести эти качества в действие, им всего лишь нужно поднять глаза.

Я допускаю, что мой сын, как и другие современные дети, не мыслит своей жизни без гаджетов, но я стремлюсь к тому, чтобы в его жизни был гармоничный баланс между реальностью и временем, проведенным в сети. А еще не забывайте о том, что лучший воспитатель – это личный пример. Так что, может быть, для того, чтобы ваш ребенок перестал зависать в сети, вам стоит самим отлипнуть от экранов смартфонов?

Ксения Вавилова

Иллюстрации: Анастасия Леман

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь