Мы все устали от химии. Нас пичкают консервантами и улучшителями вкуса, продают опрысканные дифенилом яблоки, овощи с пестицидами и рыбу с микропластиком. А нам хочется натурального, экологичного, чистого, не содержащего в своем составе ничего лишнего, и при этом eco-friendly и cruelty-free.

Исследования подтвердили, что во всех странах, в том числе и в России, спрос на экотовары резко увеличился. Спрос рождает предложение. Рынок отреагировал молниеносно: полки магазинов стали заполняться продуктами, косметикой, средствами для дома, одеждой с приставками Эко— , Био-, Органик— . Но что на самом деле скрывают яркие этикетки?  И можно ли доверять производителям экопродукции?

Не все то ЭКО, что написано на этикетке

Первое, что нужно уяснить в попытке найти настоящую экопродукцию – не все то ЭКО, что выглядит как ЭКО.

Как только производители поняли, что люди готовы платить больше за товары, произведенные с заботой об их здоровье и окружающей среде, они тут же пустились во все тяжкие. За дело взялись маркетологи и создали линейку экопродукции. Продукт остался прежним или с небольшими изменениями. Но главное – изменилась упаковка, этикета, цена, появилась маркировка ЭКО- и вуаля, экотовар готов!

Процесс перевоплощения обычного продукта в экопродукт без изменения самого продукта называют гринвошингом. Получается, что потребитель покупает тот же товар, но платит при этом дороже.

Если гринвошинг вводит покупателя в заблуждение, то почему использование маркировок ЭКО-, БИО-, ОРГАНИК- не запрещено законом?

По сути, никакого нарушения российского законодательства здесь нет. Производитель не использует защищенный товарный знак и не совершает заведомый обман потребителя. Он лишь указывает на принадлежность товара к категории ЭКО-, БИО-, ОРГАНИК-. А что это означает – решает сам производитель. У одного производителя эта приставка может означать, что для этого товара действуют особые условия хранения и транспортировки со сниженным углеродным следом, у другого – что для производства именно этого продукта не используется вредный и опасный консервант. На самом деле эти приставки не дают гарантии, что перед вами экологичный и безопасный продукт. Но наказать производителя за использование приставки нельзя, если только это не заведомо ложная информация, что на практике бывает очень сложно доказать.

Как не попасться на уловки гринвошинга — мифы 

eco bio organic vivavita vitajournal

Некоторые люди полагают, что ловушки гринвошинга можно обойти, если придерживаться простых правил.

1. Выбирать проверенных производителей

Мы склонны к упрощению. Раз я уже однажды покупал товар этого производителя и убедился в его добросовестности, то и дальше буду покупать его продукцию. В целом, верное наблюдение, за исключением одного НО: доверяй, но проверяй. Даже самые ответственные производители могут пойти на уступки массовому спросу и создать более дешевую продуктовую линейку, которая не будет отвечать строгим требованиям экопродукции.

2. Выбирать малознакомых производителей

Это правило базируется на уверенности в том, что экопроизводители не тратят деньги на рекламу. Их товар рекламирует сам себя. Именно поэтому мы не знаем ни названий, ни логотипов этих брендов, и не можем распознать их среди широко известных тайдов-фэйри-блендометов.

Это миф.  Производители экотоваров, также, как и производители массмаркета, тратят деньги на рекламу. Однако эта реклама размещается в других источниках – на тематических площадках в интернете, в социальных сетях, в блогах. Как только вы погрузитесь в эту тему, то список известных экобрендов существенно вырастет. В противном случае, вы рискуете купить дорогущий шампунь неизвестного бренда, созданного по всем канонам гринвошинга.

3. Выбирать по упаковке /этикетке

Еще один миф связан с тем, что экотовары можно распознать по упаковке или этикетке. Если продукт продается в стеклянной банке, завернут в крафтовую бумагу или упакован в кулек из мешковины, то это свидетельствует о том, что производитель заботится об окружающей среде и использует экологичные материалы. Этикетка на таких товарах лишена ярких цветов, выполнена в простом, графическом стиле с элементами экодизайна.

На деле нельзя полагаться ни на этикетку, ни на упаковку. Это именно те детали, которые меняют маркетологи с целью привлечь ваше внимание к продукту. Продуктам гринвошинга важно казаться экологичными, а не являться таковыми.

Три кита экопродукции: экосертификат, состав, срок хранения

На что на самом деле нужно обращать внимание, чтобы не купиться на ловкости прохвостов гринвошинга?

Экосертификация – какая бывает и можно ли ей доверять?

Экосертификация – очень суровый цензор. Наличие подлинного экосертификата в большинстве случаев означает, что перед вами истинно экологичный товар. Типов и видов сертификатов великое множество: органик-/био- сертификаты, экосертификаты, веганские и вегетарианские сертификаты, а также сертификаты cruelty-free/not tested on animals. В каждой категории множество международных и национальных знаков на разные группы товаров. Условия у каждого сертификатора свои. В общем, запутаться немудрено. Вот список наиболее авторитетных и влиятельных сертификатов по группам товаров.

Для продуктов питания:

  • Международный Евролист – Euro-leaf
  • Международный Organic IFoam
  • Немецкая «Печать БИО» (Bio-Siegel)
  • Шведский KRAV
  • Швейцарский The BIO Bud, The Swiss Bio Bud
  • Французский AB
  • Английский Soil Assoсiation
  • Американский USDA Organic
  • Российский «Листок жизни. Organic»

Для косметики и средств для дома:

  • Международный COSMOS
  • Французский EcoCert
  • Французский Cosmebio
  • Немецкий «Контролируемая натуральная косметика BDIH»
  • Немецкий NaTrue
  • Английский Soil Assoсiation
  • Итальянский ICEA
  • Американский USDA Organic
  • Российский «Листок жизни»

Для текстиля:

  • «Натуральный текстиль» — Naturtextil
  • Международный стандарт по органическому текстилю The Global Organic Textil Standart
  • «Доверие текстилю» от Oeko-Tex
jekosertifikaty 1

Но знание экосертификатов не застрахует от ошибки. Некоторые производители буквально «ляпают» экомаркировку на свои товары, не имея на то никаких оснований. Конечно, таких обманщиков находят и выводят на чистую воду, но за это время товар с ложным экозначком уже успевают купить доверчивые потребители. Как же подстраховаться?

Читайте состав внимательно

Признайтесь честно, так ли часто вы читаете составы купленных продуктов и товаров? Многие из нас этого не делают – и совершенно напрасно. Дело в том, что состав – это главное доказательство натуральности товара. Какие бы маркировки ни придумывали производители, как бы ни завлекали упаковкой и манящими слоганами, умный покупатель способен вывести гринвошинг на чистую воду, взглянув и изучив состав изделия.

Но тут снова возникает вопрос, а как понять, какой ингредиент в составе «добрый», а какой – «злой». С продуктами питания все более-менее понятно. Если состав не пестрит лишними добавками и усилителями, то продукту можно доверять. Если же в йогурте, кроме молока, закваски и натурального наполнителя, присутствуют малопонятные компоненты, а в составе булочки с маком, кроме муки, воды, яиц и мака – в списке еще 25 ингредиентов, то такие продукты стоит оставить на полке.

А как же быть с косметикой и средствами для дома? Как разобраться в многообразии компонентов и отличить истину от лжи?  Составы косметических средств настолько обширны и специфичны, что разобраться в них под силу лишь экспертам. Но вам на помощь спешит автоматический анализатор составов косметики. Например, здесь  вы найдете удобный инструмент для анализа состава в соответствии с Международной номенклатурой косметических ингредиентов – INCI.

Вот, например, анализ состава увлажняющего крема Soft от Nivea. Смайлики обозначают безопасность ингредиентов.

  • Зеленые – все в порядке, ингредиент допустим для использования в косметике.
  • Серые – ингредиент имеет разные источники происхождения и может быть опасен.
  • Красные – критичный компонент, который может негативно отразиться на вашем здоровье.
analiz sostava krema niveja 1

Сколько хранятся экотовары?

Еще одним безусловным доказательством экологичности и натуральности состава является срок годности.  Если вас что-то смущает в составе, а экосертификата у производителя нет (не любой бизнес может позволить себе прохождение дорогостоящей процедуры), то обратите внимание на срок годности товара, установленный производителем.

Живые продукты хранятся значительно меньше, чем продукты с консервантами. Четко установленных сроков годности для каждой категории товара нет, но вот примерные сроки, на которые вы можете ориентироваться.

  • Молоко – 3-5 дней
  • Кефир, ряженка, творог – 5-7 дней
  • Хлеб – от 24 часов до 3 суток
  • Сыр – в зависимости от сорта от 30 дней до 1 года
  • Яйца – до 25 суток без холодильника
  • Свежая рыба – до 7-9 суток в холодильнике
  • Курица – 3-4 дня
  • Мясо – до 3-х суток
  • Экокосметика и бытовая НЕхимия – от полугода до 2-х лет (Но не 5-10 лет, как хранится ненатуральная косметика)

Если срок годности, который указал производитель, больше, чем положено быть у натурального продукта, то можно засомневаться в честности производителя – вероятно, он не указал на этикетке пару-тройку консервантов.

Чтобы распознать настоящую экопродукцию среди большого количества подделок с приставками ЭКО- и БИО-, нужно лишь следовать четкому алгоритму проверки: экосертификат – состав – срок годности.  Если при проверке вы обнаружили хотя бы два компонента из трех, то вероятнее всего, вы нашли то, что искали! 

Ксения Вавилова

Иллюстрации: Анастасия Леман

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here